ГЛАВНАЯ

Приключения в морских
     экспедициях

       Столкновение
       Проделки Нептуна
       На безрыбье и      кальмар - рыба

Проза
      Лелик
      Право налево
      Баба Люба и "ТТ"
      Крохи и куски от краюхи
      Волшебная палка
      За лыжником погонишься - ничего не поймаешь
     Временная
     Костюнькины крестины

Стихи
      Признайся, дядя
      Приводят женщины мужчин
      Я пастух был крепкого замеса
      Ты
      Мысли младенца после роддома
      Пол-села на косогоре
      Зашили ампулу ума

Публицистика
      Последний горсовет
      О всероссийской переписи резины
      Дивные в Дивееве монашки

Фотогалереи
      Мой город Кстово
      Разное
      Люди

Cсылки


Гостевая


Почта

Вверх

Круглая планета

Николай ДЕНИСОВ
г. Кстово

Эпидемия "каннибализма" на 9-м фестивале "Русский смех"
(Кризис иронической поэзии в России)


      23 ноября 2016г

Николай ДЕНИСОВ
     
      Хотел написать помягче, но не получилось
     
      Кто автор
      Конечно, большинство спросит: "Кто такой?"
      Отвечу: "Написал сотни иронических публицистических текстов, за что был отмечен вниманием журнала "Журналист".
      Сейчас провожу "разбор полетов" фестивалей "Русский смех" (был зрителем их всех).
     
      Что автор понимает под нормальной иронией
      В основе русской иронии вижу сказки Александра Пушкина, басни Ивана Крылова, русские народные мудрые частушки.
      Иронией высшего класса считаю иронию общественно-значимую, высмеивающую пороки власти, общества и отдельного человека.
      "Ирония - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде". Думаю, вот хороший пример (прошу прощения, что поставил себя - любимого: речь не о качестве моих стихов, а о выбранных темах):
     
      Об СМИ:
      Областная газета к Новому году на самом видном месте первой страницы поместила стих, оканчивающийся так:

"Счастье несет нам грядущего год 
И ожиданье побед!"

      Вот ответ на это "ожиданье":
- Постойте, ребята! 
Куда, мужики?
Не мчитесь вдохнуть
Cвои души в станки!
Не рвите их планом
В две смены и в три,
Победу куя
От зари до зари!
Поверь, фрезеровщик,
И токарь, поверь:
Не нужно к победам
Стремиться теперь.
Придут они сами,
Ты хочешь иль нет!
Покурим пойдем
в ожиданьи побед!

      О высшей власти:
      "Признайся, дядя"
- Признайся, дядя, чай, не даром
Страна, спаленная пожаром,
Премьеру отдана?
Чай, были схватки под коврами
У вас в Кремле и за "буграми"
И, матерясь, честили сами
Чубайса и Бородина?

- Да, было тяжко в это время,
Я всей душой страдал за "семью"
(Так надоели мокрые штаны).
Плохая нам досталась доля:
Вот-вот нас всех погнали б с "поля".
Не будь на то Господня воля,
Не отдал бы страны!
(Полностью - здесь http://denisovn.narod.ru/dada.html ).
     
      Еще:
      Апушкин, Кстово:
      "Памятник партии "Единая Россия"
Слепил я памятник "России":
Вот в центре Путин как мессия,
Медведев - будто младший брат, 
И оба что-то говорят.

Их спины - мокрые от пота,
Ведь говорить - для них работа.
За ними, словно тыл, Обама - (стих 2011 года)
Их лучший друг, скажу вам прямо.

В объятьях слились олигархи
(Хоть меж собой грызутся жарко).
Пониже некий средний слой 
Вовсю бабло пилит пилой.

Под ним состав из разной масти,
Который верит этой власти. 
Опорой служат монументу 
России недра. До момента…
Еще:
      В последние годы в России развелось очень много фирм с названием "... Плюс". В нашем городе Кстово есть бухгалтерские "Актив Плюс" и "Сальдо Плюс", крупнейшая частная энергетическая компания России (бывшая советская Ново-Горьковская ТЭЦ) называется "Т Плюс", в газете объявление "ООО "Электрокабель Плюс" оптом продаст провода".
      Апушкин, Кстово:
Читаю объявленье:
"Электрокабель Плюс".
До умопомраченья
Вопросом задаюсь:
- Где, братцы, "Кабель Минус",
Где "Фаза" и где "Ноль"?
А мне в ответ: "Подвинься,
Мозги не канифоль!
Ну, мода щас такая,
Ну, с Запада она,
С "плюсОм" тебя признают,
Без "плюса" - ни хрена.
Ответ не ради ширмы,
И скажем сразу всем:
Без "плюса" имя фирмы
Не имя уж совсем!"
Ирония среднего уровня - бытовая. В ней - есть зерно, есть культурные фауна и флора.
     
      Ирония ниже среднего - помойка, в которой: (неполный список с фестивалей иронии и альманахов): сивуха, водка, коньяк, пиво, пьянка, алкоголизм, страсти с женщинами, левая грудь, правая грудь, дураки, дуры, падлы, задницы, пОпы, морды, рога, расстегнутые ширинки, какающие мальчики, педофилы, подлецы, быдло, пьяные комары и колобки, пьяные тальянки, государыня рыбка в перманентном запое, едрена вошь, журналюги и прочее.
     
      Плинтус иронии - пародии: зубоскальство одного рифмующего над другим. Своего рода "каннибализм" - поэты (ведь и талантливые), тратя свое драгоценное время, кусают, жуют, едят себе подобных. Доставляя тем самым радость лично себе и отдельным непритязательным слушателям. Большинству их изыски не интересны - это показал гала-концерт 9-го Всероссийского фестиваля иронической поэзии "Русский смех-16" - аплодисменты на пародии были довольно жидкие.
      Я сравниваю таких пародистов со стоящим на станции паровозом - свиста много, пара много, а паровоз прокручивает колесами на одном месте: что из того, что один лягнул другого - причем не за антиобщественные деяния его, не за нехорошую позицию, а просто за корявое слово, да и далеко не всегда за корявое, а просто выдернутое из текста? А есть и такие авторы, которые пишут пародии на иронию! Такие "пародии" пишутся, чтобы только массово поржать над тем, как обсосал чужие ляпы пародист-паровоз. Хотя кто-то из именитых, написавших такие пародии, считает, что он является "санитаром леса". Такие вот пишущие о пустом саморекламщики - санитары.
      А ведь как нужны нормальные, настоящие пародии - о всяческих недостатках в большой стране и малом городке. Такие пародии - лекарство для исправления озвученного в них.
      На фестивалях в пародиях начали массово использоваться и зачастую осмеиваться серьезные произведения действительно великих поэтов, классиков.
      Жвачка пикантна. Но нельзя же питаться одной жвачкой. Вернее, ею вообще нельзя питаться! То есть пародии должны исчезнуть со сценических площадок и из СМИ "как класс". Хочется кому-то "поканнибальствовать" - пожалуйста на частных посиделках.
      Хочется по-серьезному разобрать стихи коллеги - пожалуйста на литературных встречах.
     
      Где поэты показывают свое мастерство по иронической поэзии
      Мастерство можно показывать в печатных и электронных СМИ: журналах, газетах, альманахах, в Интернете, на ТВ, на радио, а также на встречах и на фестивалях.
      В журналах, газетах и альманахах сегодня подавляющее место занимает бытовая ирония и пародии.
      В Интернете положение значительно лучше: общественно-значимой иронии здесь заметно больше.
      На телевидении и радио иронические стихи почти не звучат.
      Фестивали:
      9-11 сентября 2016 года в Подмосковье прошел Пятый Всероссийский Фестиваль юмористической и сатирической песни и поэзии "Ерш - 2016".
      11-12 ноября 2016 года в г. Кстово Нижегородской области в 9-й раз проведен Всероссийский фестиваль иронической поэзии "Русский смех-16".
     
      Всероссийский фестиваль иронической поэзии "Русский смех".
      Подробно об этом фестивале:
      Организаторы фестиваля:
      Союз писателей России (Москва), Нижегородский региональный общественный фонд "Журналист", Нижегородское отделение Союза писателей России (Нижний Новгород), администрация и городская Дума г. Кстово Нижегородской области, центральная Кстовская районная библиотека им. А.С. Пушкина (Кстово).
      Оргкомитет фестиваля:
      А.А. Бобров, член Союза писателей России, секретарь правления Союза писателей России (Москва);
      О.А. Рябов, главный редактор литературно-художественного журнала "Нижний Новгород", директор издательства "Книги", президент фестиваля (Нижний Новгород);
      О.В. Захаров, исполнительный директор НРОФ "Журналист", председатель оргкомитета фестиваля (Кстово);
      В.С. Скворцов, главный редактор журнала "Невский альманах" (Санкт-Петербург);
     
      С каким намерениями проводится фестиваль:
      В документах о фестивале написано:
      "Главная задача фестиваля - показать молодежи образцы настоящей литературной иронии, продемонстрировать красоту и образность русского языка, познакомить с русскоязычными авторами, пишущими и исполняющими высокохудожественные произведения в жанре иронии, пародии, юмора, эпиграммы, бардовской песни и так далее.
      Фестиваль "Русский смех" - это ответ русских литераторов низкопробному юмору и пошлости, заполонившим современные телеэкраны.
      Ежегодно к фестивалю издается альманах "Русский смех", в котором публикуются наиболее яркие произведения российских литераторов, пишущих в жанре иронии.
      Цели и задачи фестиваля:
      Всероссийский фестиваль иронической поэзии организуется и проводится исключительно в просветительских целях, как периодическое культурное празднество, показ литературного искусства юмористического, сатирического, пародийного поэтических жанров.
      Основными задачами фестиваля являются:
      - сохранение и совершенствование традиций русской литературы и русского литературного языка;
      - ознакомление современной молодежи с настоящей литературной смеховой культурой, лучшими образцами современной иронической поэзии;

      - воспитание у читателей, слушателей, зрителей бережного отношения к русскому языку, к его художественному своеобразию, красоте, богатству и образности."
      Критерии отбора произведений: высокая культура стиха, наличие чувства юмора, гражданская позиция автора.
      Фестиваль является просветительским проектом.
     
      Зам редактора газеты "Завтра", отличный поэт-иронист, патриот Евгений Нефедов (фестиваль с 2011 года носит его имя) в интервью для ТВ сказал, что в задачах фестиваля - продолжать традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко, Твардовского.
     
      Намерения - благие. А что по факту?
      Я был зрителем всех 9-и фестивалей.
      Еще на восьмом Всероссийском фестивале иронической поэзии "Русский смех" (ноябрь 2015 года, г.Кстово Нижегородской области) я почувствовал спад качества стихов по тематике, почти отсутствие общественно-значимой иронии и засилье пародий одних поэтов на других, высмеивание произведений классиков.
      Об этом - здесь "За русский смех: с иронией, без ерничания"
      http://www.denisovn.narod.ru/russkiy-smeh-15/russkiy-smeh-15.html
     
      На эту же тему в Интернете у меня была полемика с членом оргкомитета фестиваля, членом Союза писателей России, секретарем правления Союза писателей России А.А. Бобровым (Москва).
     
      9-й Всероссийский фестиваль иронической поэзии в Кстово
      11 ноября 2016 года в г.Кстово прошел 9-й по счету такой фестиваль. Я надеялся, что 9-й фестиваль будет лучше по тематике.
      Но вот каким я его увидел:
     
      Жвачка
      С пародиями выступили:
      - Член оргкомитета фестиваля, член Союза писателей России, секретарь правления Союза писателей России Александр Бобров,
      - Первый секретарь СП России Геннадий Иванов (Москва),
      - Секретарь правления Союза писателей России Николай Переяслов,
      - Председатель оргкомитета Олег Захаров - дважды выступал с пародиями,
      - Главный редактор "Невского альманаха" Владимир Скворцов (С.-Петербург): две пародии - первая - о том, как поэты отдыхают, о массовой пьянке и что "с Борей, с подростком, я на корточках выпить хотел", вторая - о пиве,
      - Владимир Шемшученко (С.-Петербург): "У государыни рыбки - перманентный запой". Еще он исполнил песню про кошку и блох.
      - Администратор "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты" Сергей Сатин (Москва),
      - Вадим Забабашкин (г.Владимир) с пародией на Пушкина (Керн). Про этом привел слова Пушкина "Поэзия должна быть глуповата". Я думаю, Пушкин в письме Вяземскому хотел сказать: "Будь попроще, и люди тебя поймут". В альманахе, действительно, есть заумные стихи, и воспринимаются они для иронии тяжело.
      - Юрий Кудрицкий (Кстово).
     
      Не понравилось:
      - Николай Чернецкий (Луга Ленинградской обл.):
      "...Молчит Герасим, рожу скорчив: Он вообще неразговорчив."
      - Елена Муссалитина (Москва): "Мужчина, закройте ширинку".
      - Евгений Обухов: стих "Медаль" под уголовный жаргон "Кто дешево Россию продает".
      - Алексей Добрынин (г.Владимир) читал "детский" стих "Кто папа у куклы" - мол, тот, кто в песочек с хозяйкой куклы играл. Детям оно надо?
      - Владимир Кузьмичев (Уфа) сдал позиции со стихом "Просила морда кирпича" (я отметил его строки на 8-м фестивале:
"Забеременела Псаки, 
 Из Госдепа шлют доклад:
 - Что от мужа, это враки,
 Снова Путин виноват! ).
      Ведущий фестиваля Вячеслав Карташов (Балахна) долго пел под гитару свою тягомотную, многокуплетную песню, которая утомила зал. И за это получил в награду "золотого зайца"!
     
      Понравилось:
      Короткие стихи Сергея Сатина (Москва) на интересные темы, частушки гармониста Василия Гордеева (Кстово), высокая ирония Ольги Косовой (Кстово), высмеивающая рекламу на ТВ.
      Массовых аплодисментов зрителей практически не было, зал реагировал вяло. Я сидел высоко (первые около двухсот мест были отгорожены лентой "Для участников фестиваля") и хорошо видел реакцию зала. Бурных, долгих аплодисментов удостоились только Сергей Сатин (Москва, выступал 12-м), Василий Гордеев (Кстово, выступал 18-м) и выступивший последним, 31-м Владимир Митрофанов (Балахна? Москва?).
     
      Выпущенный к фестивалю альманах "Русский смех-16"
      Председателем оргкомитета фестиваля Олегом Захаровым альманах читателю подан так:
      "Объединяет (в альманахе) поэтов одно - неравнодушие и стремление донести до читателей то, что самих их смешит, волнует или возмущает". То есть мэтр высокой иронической поэзии (а Олег Захаров именно такой по его ироническим стихам на злобу дня в его газете "Земляки") сегодня на первое место поставил не высокую иронию, а смех. Просто смех. Очень жаль.
     
      И альманах "Русский смех-16" буквально набит пародиями:
      Конечно, на фестивале с выступлениями для зрителей должно быть больше веселых и легких стихов, а в альманахе, предназначенном для вдумчивого чтения - более серьезные вещи (ведь ирония - далеко не просто хохот).
      И что можно позволить в устном слове, не стоит делать в печатном (то есть печатное издание должно быть строже по отобранному материалу).
      Вообще, я стихи по качеству стихосложения делю на 3 части: высшего уровня - когда читаешь их и не видишь изъяна; среднего, когда автор при декламации исправляет их интонацией; и слабые (зачастую такие - в песнях).
     
      Не понравилось в альманахе
      Похоже, не дотянуться авторам "до мудрости еврея":
      Станислав Горохов (Москва):
Нет, не бахвалюсь русскостью своею,
при том, что честь, однако же, имею,
но, матерясь, от ярости зверея,
не дотянуться мне до мудрости еврея.
      О какой чести говорит Станислав Горохов (Москва)?
      Известно, что (в числе других) потомок африканца Александр Пушкин заложил основы русской литературы, сын датчанина Владимир Даль составил "Толковый словарь живого великорусского языка", евреи создали советскую детскую литературу, сын прибалтийского немца Евгений Евтушенко констатировал: "Поэт в России - больше чем поэт".
      Задам вопрос: не складывается ли мнение, что некоторые сегодняшние участники фестивалей "Русский смех" являются последователями русского Ивана Баркова? Что они разрушают все это?
     
      Евгений Лесин (Москва:
Сижу, лечу алкоголизм
Пирогами-пышками.
А за окном поэты пьют
И бьют друг друга книжками.
А вот это его и на кухне никто бы слушать не стал:
В жизни все узнал до дна я, 
Кроме горя и забот.
Плачь, семья моя родная, 
Смейся, весь честной народ.
А ведь полторы страницы в альманахе получил.
     
      Стих Вадима Забабашкина (Владимир) - садистский, из серии "мальчик в подвале гранату нашел".
      Весеннее
 Струится из трубы дымок 
 игриво и картинно. 
 Ведь пешеходам невдомёк, 
 Что это - Буратино. 
 Они спешат, их ждут дела, 
 Ответственные явно. 
 …А эта лужица была 
 Снегурочкой недавно. 
      Такие нельзя печатать и читать со сцены. Такие стишки третьеклассники втихаря рассказывают друг другу за углом школы. А ведь есть у Вадима и хорошие стихи - ему выделено 10 страниц. Зачем же портить впечатление дополнительными "нехорошими" стишками?
     
      Озабоченная Любовь Максимова (Нижний Новгород) опошлила сказку "Три медведя":
"И спит (Маша) на кровати то с мишкой-отцом, 
То с юным парнишкой Мишуткой.
Да тихо и скрытно. Не знает никто,
Что Машка - отпетая шлюха".
      "Освободенные" поэты покушаются уже на основы нашей культуры - на произведения, призванные воспитывать детей. Нам-то, нормальным русским взрослым и детям, понятно, что Маша - просто заблудившаяся девочка. А вот некоторые "прокурорши" и "стукачи" с помощью своих наветов превратили Машу в шлюху. Стих озабоченной Любови Максимовой напомнил о действиях стукачки 1937 года.
      Причем не одноразовой. Ее стих об "оловяном солдатике":
"Милая танцовщица - лгунья и притворщица -
Перед каждым ножку оголит.
... Эх, свалял ведь Ваньку он!..
...Ну, а ту прелестницу: или мнут под лестницей,
Или снова хлыщ какой увез."
Колобок у Любови Максимовой:
"До того он докатился, 
Что и врать уж не стыдился".
      Любовь Максимова (волчата - волку):
"Про поросят и Красну шапку
 - Ты правду, папка".
      Ответ волка:
"Да в этих сказках - вранья с лихвою!
Сейчас я взвою!..
"Мы, детки, волки...
А в книжках - сказки!".
      И "Спящую Красавицу" Любовь Максимова развенчивает:
"Дело немудрящее:
Разлеглась и спит...
...Вновь идти к подруженьке
Принцу от жены."
      Но и это в альманахе от Любови Максимовой еще не все:
      Что касается псарни Крылова,
"Пошел волк  к овцам - девкам - да продажным. 
Любить за деньги всех - их ремесло."
Последний ее стих в альманахе - признание:
"Где правду пишут? Только на заборах!"
      Л. Максимова, а кто запрещает вам писать правду в альманахе?
     
      Не отстал от озабоченной Любови Максимовой и известный по "Литературной газете" озабоченный Александр Хорт из Москвы. В своих "Сутенерских страданиях" он плачет:
"Скорее б нефть подорожала,
Иначе людям не до секса".
      Валерий Стешин (Дзержинск) в пародиях "покусал" 11 поэтов!
      Юрий Кудрицкий (Кстово) представил 6 пародий.
      Евгений Обухов (Московская обл.) - 5.
     
      Понравилось в альманахе
      Отмечу в альманахе бытовые иронические стихи Игоря Алексеева (Москва) - и темы хорошие, и читаются легко.
     
      Стих Тамары Григорьевой (Москва) с глубоким смыслом и читается также легко (приведен не полностью):
Зачем же я столько добра накопила?
Наверно, хотела, чтоб все это было...
Владимир Володин (Керчь) с интересными стихами "Бык и мотылек" и "Лебедь, рак и щука". Но не понравился его стих в альманахе с лексиконом "под урку".
     
      Привлек внимание своей философией стих редактора "Невского альманаха" Владимира Скворцова "Поэту-хвастуну":
"За восемь лет издал я 40 книг,
Я в мире поэтическом - орел!"
Но тут вопрос естественный возник:
А сколько ты читателей обрел?
Застолье, презентация, пикник...
За праздностью поэты не поймут:
Важней не сколько накропал ты книг,
А сколько строк тебя переживут".
Качество бытовых пародий из помойки не хочу обсуждать (тратить свое время и время читателя) - зачем обсуждать плинтус.
      А ведь в альманахе аж 31 страница отведена под статью Эдуарда Кузнецова (Нижний Новгород) о том, как писать бытовые пародии (реферат с филфака?). Похоже, молодежи со студенческой скамьи внушают, что пародия - в одном ряду с другими стихами. Лучше бы это место в альманахе - да для хорошей статьи о выборе тем и написании по настоящему высокой иронии.
     
      Москва - Москвой, а здесь - Россия
      Зал не аплодировал пошлости.
      Часто заезжие, занимающиеся "чесом" столичные выходящие в тираж актеры со сцены ДК Нефтехимиков Кстова кидают в зал пошлости и мат - мол, провинции только этого и надо. Нет, не надо. Здесь еще сохранилась заповедная зона нравственности, несмотря на происки заезжих браконьеров.
      И поэтому гармонист Василий Гордеев (Кстово) с частушками (выступал 18-м) очень тепло, восторженно, оживленно был оценен залом. Были в его частушках и несколько общественных тем, например, про зажатую властью индексацию пенсий и:
"Телевизор погляжу - 
Как в дурдоме посижу!"

      Некоторые выделяются не качеством стиха, а его подачей:
      Вот личные названия личных виршей. Кроме "гариков" Игоря Иртеньева в литературной среде развелась масса всяких личных названий: толики (у Анатолия Гринеса), лалашки у Николая Лалакина (Владимир). Не понравилось у Николая:
Я влюбленный в вас, поэт-повеса.
А Вы, Вы просто дура!..
Из-за Вас не добирает веса 
Отечественная литература...
Ну, и оставил бы поэт эти свои эмоции при себе. Отечественной литературе они по барабану.
     
      В альманах включен "знаменитый" по своим "шедеврам" форумчанин "Литературной газеты" Анатолий Барчан (Харьков) (с которым терлись бок о бок на форуме "Литературки"). Сколько раз говорил Барчану - не ставьте многоточие в последней строчке - это мешает восприятию стиха, и в русском языке это давно вышло из моды.
      Он представил себя четырехстрочными "осмыслизмами" и "сатиризмами". И снова - с многоточием. Я не смог осмыслить такое:
Один пить не могу, не вдохновляет,
Вчера зашел к Сереге просто так...
По-прежнему меня он удивляет:
Апрель... А елку выбросил... Слабак...
Таким виршам и в стенгазете не место, а тут они - во Всероссийском альманахе.
      Первый из его "сатиризмов" - про попу - приводить не буду.
     
      Некоторые авторы пишут не все строки с заглавной буквы (видно, мода такая пошла в Москве).
      Федор Квашнин (Свердловская обл.) решил (чтоб выделиться) писать все строки без заглавных букв и знаков препинания. А составители альманаха, вопреки многолетнему принятому оформлению стихов, идут у него на поводу.
      А ведь нормальные стихи всегда выделишь и без таких выкрутасов.
     
      А есть ли сегодня в России русская смелая, достойная цитирования ирония?
      Пародий было очень много.
      То ли потому, что поэты сами сочли нужным читать именно пародии, то ли подумали, что это заявка руководства фестиваля - председатель оргкомитета фестиваля Олег Захаров - поэт-пародист.
      А ведь Олег Захаров до недавнего времени славился острой иронией в его газете "Земляки".
      У Олега Захарова есть отличный высокий иронический стих о коррупции:
И снова революция,
И снова день-деньской
На смертный бой с коррупцией
Встает весь род людской.
А результаты куцые.
И чья же в том вина?
Ведь за борьбу с коррупцией
Заплачено сполна!
А дело все не спорится
С коррупцией. Хотя
Она с собою борется,
Себе же и платя.
Почему этого стиха нет в альманахе?
     
      Выводы
      В альманахе от ряда авторов помещены и хорошие, и плохие стихи. В результате альманах "Русский смех-16" - в полтора раза толще "Русского смеха-8". Зачем? Чтобы втиснуть в него и плохие вещи?
     
      Фестиваль не отвечает заявленным целям.
      Это ли "ответ русских литераторов низкопробному юмору и пошлости, заполонившим современные телеэкраны" (как заявлено в документах фестиваля)?
      Но ведь вот и сегодня российское ТВ (за исключением пары-тройки иронических передач) в общем-то здоровое - оно не позволяет себе пошлости, какая процветает на фестивалях и их альманахах. Ведь некоторые исполнявшиеся на фестивале вещи просто не могли появиться на телевидении (кроме как в "камеди-клаб" и ему подобных).
      Конечно, кто-то скажет: какое общество, такие и поэты (и их стихи). Но повторюсь: заявили свои цели - следуйте строго в их рамках.
      Конечно, и на ТВ много придуряют: актеры нижнего класса, не умеющие смешить, бывшие КВНщики (неверно думающие, что они комедийные актеры). Но стоит ли убеленным сединами поэтам и дамам в расцвете читать пошлости со сцены и помещать их в печатное издание?
      Резонный вопрос: а на кого равняться? Приведу в пример Фестиваль бардовской патриотической песни "Исконь" (который прошел в Кстовском районе с 26 по 29 июля 2012 года возле Кадниц - известного волжского села). На нем песни со "свободным" словом пели на междусобойчике ночью. А днем там, простите, культурная программа, настоящая.
      В общем, впечатление 9-й фестиваль оставил тяжелое: почти нет в России настоящей иронической поэзии, есть сочинялки - однодневки да "каннибализм" поэтов.
      После окончания фестиваля стоим мы на ступеньках Кстовского ДК Нефтехимиков, делимся мнениями. Рядом стоящая женщина говорит: "Лучшим был гармонист с частушками". Спросил Татьяну Уткину (Н.Новгород, лауреат 5-го фестиваля "Ерш"), почему она не выступала, и ее стихов нет в альманахе "Русский смех-16". Она ответила: "Послала, не взяли". А ведь ее удивительные стихи могут украсить любое издание (см. здесь: "Сборник: "Лучшее в иронической поэзии России-2017". ) Один товарищ позже сказал, что он с женой ушел после выступления гармониста: "Надоели пародии приезжих поэтов на тему водки-пьянки".
      Представители школьных учреждений высказали такое мнение: "На уроках литературы, истории, классных часах годами учим детей доброму, вечному - а тут приезжие преподносят им противоположное как образец культуры".
      Хочется спросить: Так с кем вы, мастера культуры", кто вы - труженики пера: смелые строители здоровой России или "премудрые пескари", следующие эмблеме фестиваля - испуганному зайчишке? Может, решитесь сменить его на смелого и находчивого косого!
     
      P.S.
      Написал я все вышеизложенное не насмешки для, а с болью в сердце.
      Уверен, что костер здоровой, мудрой русской иронической поэзии не потухнет никогда: под слоем пепла всегда будут ее горячие угольки - частушки из глубинки, в какую бы сторону ни дул ветер из столицы.
      И если поэты - иронисты, для кого слова "Поэт в России больше чем поэт", захотят бросить заниматься "каннибализмом" и возьмутся за высокую иронию, этот костер загорится с новой силой. С новой силой, если в него бросать не сырой мусор из помойки безвременья, а сухие дрова от любящего Россию горячего сердца.
      Как сообщила газета "Земляки", "Александр Бобров в этот раз делал отсев выступающих перед гала-концертом 9-го фестиваля. И этот опыт нужно продолжить, делать отбор перед самым выступлением". Хочется, чтобы 10-й, юбилейный фестиваль оправдал заявленное в Положении о нем. А высокая ироническая поэзия в России начала возрождаться.
      Но это зависит от доброй воли как организаторов, так и от самих поэтов. А лозунг тут может быть один: "Лучше меньше, да лучше".
     
      P.P.S.
      Очень важно, как отражаются такие события в СМИ.
      Произведения поэтов доносятся до слушателей - читателей на публичных выступлениях (в том числе на фестивалях), в печатных изданиях (в том числе в альманахах), а также в репортажах о литературных событиях. И очень важно, в каком ключе СМИ (особенно многотиражное) подает такое событие.
      Вот стих Вадима Забабашкина (г.Владимир) о том, как сожгли Буратино, "Литературная газета" http://www.lgz.ru/article/-46-6576-23-11-2016/russkiy-smekh-46-2016/ преподнесла как положительный.
      Кстовскую газету "Земляки" (главный редактор Олег Захаров, номер за 10 декабря 2016 года) "порадовал ироническими двустишиями (унижающими инвалида Герасима) Николай Чернецкий (Санкт-Петербург):
      "...Молчит Герасим, рожу скорчив: Он вообще неразговорчив."), а также: "Здесь неудачника мертвое тело. Бог его выдал, свинья его съела". Вот такой черный юмор. А ведь эти газеты читают и дети школьного возраста. Чему их научат эти и подобные СМИ?
     
      P.P.P.S.
      22 марта 2017 года Николай Чернецкий (Луга - С.Петербург) с вышеприведенными строками появился в "Литературной газете":
Му... Му... 
 Молчит Герасим, рожу скорчив... 
 Ну, он вообще неразговорчив.

Эпитафия неудачнику 
 Здесь неудачника бренное тело. 
 Бог его выдал, свинья его съела…
Петросян отдыхает...
     
      ***



© ДЕНИСОВ Николай Александрович, 12 декабря 2000 г.